Главная » Странички педагогических работников » Воспитатель Мельник Ольга Александровна

Воспитатель Мельник Ольга Александровна

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движения рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Проблемы в развитии речи часто связаны с проблемами в развитии мелкой моторики.

Для развития мелкой моторики используются:

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, мячиками и др.
  • пальчиковая гимнастика/ упражнения, пальчиковые игры с речевым сопровождением, пальчиковые шаги
  • развивающие игры и пособия: игры на развитие тактильного восприятия «Гладкий-шершавый», «Чудесный мешочек» и др.
  • игры с мелкими объемными игрушками
  • шнуровки, пристежки, различные виды застежек, вкладыши
  • природный материал, бросовый, хозяйственно-бытовой материал и др.
  • предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком
  • различные виды мозаик, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки и др.
  • песок, крупа, различные сыпучие вещества
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный
  • рисование пальчиками, ладошками.

При проведении игр необходимо соблюдать правила:

  • упражнения давать последовательно, от простого к сложному;
  • начинать игру, если ребенок хочет играть, хорошо себя чувствует;
  • недопустимо переутомление ребенка в игре;
  • проводить занятия с детьми нужно эмоционально, хвалить за успехи, но следить за настроением и физическим состоянием ребенка;
  • поощрять творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения;

Играем с пальчиками.

«ДОМ»

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

«САДОВОД»

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

«КОРАБЛИК»

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки

«МЫШКА»

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

АПЕЛЬСИН»

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда! (Загибаем пальчики по одному)

«ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА»

Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

«ПАУЧОК»

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

«НАША СЕМЬЯ»

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

«ЛОДОЧКА»

Две ладошки прижму, и по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут").

Приключения пальчиков на кухне.

  1. «Песчаные рисунки»

Насыпьте на поднос немного муки, мелкой крупы - пусть малыш рисует пальчиками.

  1. «Лепим из соленого теста» Приготовить просто: 2 части муки, 1 часть мелкой соли. Изделия можно высушить и раскрасить, можно запечь в духовке.
  2. Игра «Узнай на ощупь» Несколько знакомых фруктов и овощей положите в миску(таз). Ребенок с закрытыми глазами, узнает на ощупь, отгадывает.
  3. Игра с пуговицами, разного цвета, размера: выкладывание предметов, сюжетных изображений.
  4. Массаж круглой щеткой для волос. Ребенок кладет щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник.
Вас уколет можжевельник».

  1. Возьмите решетку для раковины (она состоит из множества клеточек)

Ребенок указательным и средним пальцами, как ножками, по эти клеточкам старается делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

  1. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображаем, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи,
Булочки и калачи»

  1. Различные задания на закручивание и откручивание крышек.
  2. На кухне- масса возможностей! Тут есть предметы различных поверхностей (гладкие ложки, миски, шершавая сковорода и др.)
  3. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едим на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».

  1. Игры со спичками (отрезать серу). Выкладывание предметных, сюжетных изображений.
  2. Игровые задание с «Бельевой прищепкой».

«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь»
Но я же играю с тобой, малыш,
А будешь кусатьтся, скажу тебе: «Кыш!»

«Прищеплю прищепку ловко
Я на мамину веревку»

13. Бельевая веревка с узелками используется для самомассажа (нанизать бусы).