Главная » Странички педагогических работников » Учитель-логопед Добрякова Инна Васильевна

Учитель-логопед Добрякова Инна Васильевна

Закончила Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга в 2006 году.

Стаж педагогической работы: с 2007 года.

Важность общения родителей с детьми.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

С момента рождения младенцы способны устанавливать связь с окружающими людьми, которые за ними ухаживают. Новорожденный может отличить голос матери от голоса другой женщины, и в процессе развития ребенок использует плач, крик, выражение лица, взгляд, звуки, движения тела, чтобы сообщить о своем состоянии, показать, что он расстроен или заинтересован. На ранней стадии развития младенцы чаще показывают свои ощущения, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, например, потребности в еде. Родители воспринимают эти эмоции, как осмысленные и соответственно на них отвечают. В этот период жизни ребенок в большей степени зависит от родителей или других взрослых, которые помогают ему узнать окружающий мир. Он не может самостоятельно без помощи взрослых получить информацию об игрушках, предметах. В течение первого года жизни происходят быстрые изменения в отношении ребенка с окружающим миром и людьми. С изменением положения тела в пространстве у ребенка увеличиваются возможности изучения этого пространства.

В возрасте 12-18 месяцев у детей активно развивается лепет, они начинают употреблять отдельные слова, называющие людей, игрушки (мама, папа, баба, би-би); начинают понимать отдельные слова и фразы, связанные с конкретной ситуацией, понимают простые просьбы (например, по просьбе показывают отдельные части тела, маму, папу, имитируют голоса животных и т.п.). Игровые действия ребенка становятся более разнообразными. Ребенок активно подражает действиям взрослых («читает» книжку - перелистывает страницы, обнимает куклу, возит игрушечную машинку или коляску). В течение второго года жизни уровень игры усложняется (начинает играть «понарошку»- кормит и укладывает куклу спать, «разговаривает» по телефону); требует внимания взрослых к игре, устанавливает очередность в игре. В этот период вербальная речь, как и невербальные способы общения, становятся средством коммуникации между ребенком и окружающими его взрослыми.

Полноценное общение является важнейшим условием развития ребенка, так как количеством и качеством контактов с окружающими определяется его эмоциональное, социальное и когнитивное развитие. Именно в процессе общения начинают развиваться высшие психические функции ребенка, его речь.

Логопедическая работа с детьми.

В ряде случаев вследствие тяжелого органического поражения центральной нервной системы дети оказываются неспособными использовать вербальные средства общения, звуковую речь. Их возможности зачастую ограничиваются отдельными голосовыми реакциями, дополняемыми жестами, взглядами, движениями.

Работу по обучению неговорящих детей использованию невербальных средств общения необходимо начинать как можно раньше. Это будет способствовать стимуляции коммуникативной деятельности детей, развитию их когнитивных возможностей, невербального интеллекта, расширять, обогащать и уточнять пассивный словарь.

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей. Логопед занимается исправлением и воспитанием звуковой стороны речи у детей. Недостатки произношения могут быть обусловлены либо тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки, либо тем, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (губ, языка) или выработались неправильные артикуляторные движения. Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Иными словами, заниматься этим следует начинать только после того, как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным к целенаправленной деятельности.

Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Это необходимо для общего психического развития ребенка, для его успешного обучения в школе.

Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения - задача, которую решают учитель-логопед и воспитатели. Учитель-логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, а так же непосредственно проводит следующие виды занятий: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи, занятия по обучению грамоте.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по сюжетной картине, по серии предметных и сюжетных картинок, и др.)

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.

Успешность логопедической работы напрямую зависит от взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-логопеда, обеспечивая необходимую познавательную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после логопедических занятий с целью закрепления полученных знаний.

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатели учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Каждая новая лексическая тема соотносится со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей.

Логопедические рекомендации родителям.

Очень часто родители задаются вопросом: «Как же нам способствовать развитию собственных детей?». В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за правильностью собственной речи. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. Иногда случается так, что вы не понимаете ребенка. Как бы там ни было, с вашей стороны он должен встречать только поддержку и поощрение. Чаще читайте. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!