Главная » Информация для родителей » Педагогические работники и специалисты » Музыкальный руководитель Харыбина В.В

Музыкальный руководитель Харыбина В.В

Музыка является одним из эффективных средств формирования
эстетического вкуса и умственного развития детей.
 (посмотреть / скачать)

Современные формы работы по развитию памяти, внимания и мышления в процессе совместной музыкально-эстетической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

М. С Казиник.

 

Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника [1].

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Интеллектуальное развитие дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности. Но самым любимым видом деятельности ребёнка является игра.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «... игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» [2]

В условиях музыкальной деятельности игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Из нашего опыта работы можно выделить три группы  музыкальных игр,  влияющих на интеллектуальное развитие дошкольника:

  • Игры на развитие внимания развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции.
  • Игры на развитие памяти осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
  • Игры на развитие мышления содействуют развитию умственных действий: сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Исследования психолога 3. Богуславской показали, что дети со слабой памятью — это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания. Также страдает память в значительной мере у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их память отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации [3].

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка — что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.  

В зависимости от того, как долго сохраняется материал в памяти, выделяют краткосрочную и долговременную память. Выделяются и природные свойства памяти: объем запоминания, скорость запоминания, скорость забывания, длительность хранения информации, точность запоминания. В то же время память — это и результат целенаправленной деятельности по развитию этой функции.

Внимание является необходимым условием любой деятельности ребенка: художественно-эстетической, игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной  и др. 

Как одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения, внимание у ребенка в старшем дошкольном возрасте начинает контролироваться внутренними логическими процессами.

Однако многие исследования показывают, что внимание детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, очень слабо развито, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием.

Расстройства внимания проявляются у детей и в двигательной расторможенности (гиперактивности), а также импульсивности поведения. Моторная активность бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с СДВ (синдром дефицита внимания) нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).

Такие дети отвлекаются на любые раздражители, не могут долго сосредоточиться на определенной деятельности и самостоятельно выполнить задание до конца. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается в коллективе [3].

Мышление у ребенка развивается постепенно: к концу раннего детства, с 3—4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5—6 годам развивается словесно-логическое мышление.

Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного, опыта. Дети с желанием придумывают игры на основе своего социального опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.

В процессе совместной деятельности по музыкально-эстетическому развитию детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи — слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни — сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков — природы, окружающего мира, музыки.

Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей [4].

В нашем ДОУ мы специально разработали серию музыкальных игр, которые успешно помогают развить у детей паять, внимание и мышление, т.к.  главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. Способность запоминать и согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством, средств двигательной активности.

Для реализации этой задачи основными формами проведения   музыкально-игровой деятельности стали:

  • Статистические (стоя или сидя) развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
  • Подвижные игры: развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
  • «Речедвигательные» игры: развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
  • Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
  • Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
  • Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
  • Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
  • Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
  • Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку

Обучение в игре и развитие происходит постепенно в три этапа.

  1. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.
  2. На втором этапе идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
  3. На третьем этапе — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, развивается самостоятельность детей.

Таким образом, в процессе совместной деятельности по музыкально-эстетическому развитию в игровой форме происходит формирование основных психических процессов старших дошкольников. Для педагога, любящего свое дело, играть с ребенком, делать что-то вместе, ощутить радость общения, радость сотворчества и вместе с этим видеть плоды своего труда – главное в нашей работе. Незаметно для ребенка такое взаимодействие наполняет всю деятельность ребенка новым содержанием, а также является лучшим способом воспитания и музыкального развития!

Список использованной литературы:

  1. Анисимова.Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль.: Академия развития, 2007.
  2. Боброва Г. Искусство грации. – Л.: Детская литература, 1986.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 206 с.
  4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка. – М.: Педагогика, 1973.
  5. По материалам интервью с Михаилом Казиником: http://www.media-objektiv.com/pages.php?gazeta_id=265&material_id=2&page=7
  6. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог").




Календарь событий Санкт-Петербурга 2018-2019

Внимание, ссылка откроется в новом окне