Главная » Информация для родителей » Педагогические работники и специалисты » Воспитатель Цветкова Т.А.

Воспитатель Цветкова Т.А.

Значение развивающих игр в развитии дошкольников

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.

Передо мной стоит задача — формировать умственные способности дошкольников посредством развивающих игр математического содержания. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость. Я организую умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности провожу игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю задачи-головоломки.

Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Играми, моделирующими творческий процесс и создающими такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
  • развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;
  • формировать геометрическое мышление, графические навыки;
  • развивать память, внимание, воображение, наблюдательность;
  • формировать умение прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
  • формировать умение разбивать сложную задачу на несколько простых;
  • развивать математическое мышление;
  • совершенствовать речь, моторику, активизацию словарного запаса;
  • воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к играм.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Танграм», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша («Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин»), развивающие игры В. Воскобовича «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Четырехцветный квадрат», «Геоконт». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2–3-летнего возраста. Тем не менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.

Обучение должно носить развивающий характер , поэтому необходимо использовать эти игры в совместной деятельности с детьми, игры на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.





Календарь событий Санкт-Петербурга на 2018 год

Внимание, ссылка откроется в новом окне