Главная » Информация для родителей » Педагогические работники и специалисты » Воспитатель Груздева Н.А.

Воспитатель Груздева Н.А.

Использование счетных палочек в работе с дошкольниками

Обычные счетные палочки могут стать эффективным средством для развития дошкольника.

Значение работы:

  • Формируются представления о форме, величине предметов, о геометрических фигурах.
  • Упражнение в количественном и порядковом счете.
  • Развиваются пространственные представления, ориентировка на плоскости.
  • Развитие комбинаторных способностей, конструктивных умений.
  • Развитие смекалки, сообразительности, умения догадываться.
  • Развитие психических процессов (восприятия, мышления, речи, памяти), воображения).
  • Развитие активности и самостоятельности.
  • Развитие доказательной речи.
  • Закрепляются представления о буквах, цифрах, делении целого на части.
  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Использование счетных палочек в работе с детьми в семье очень эффективно, так как в любое свободное время в домашних условиях можно организовать игру с волшебными палочками.

Виды заданий:

Задание на составлений заданной геометрической фигуры / предмета из определенного количества палочек.

Задачи на изменение фигур/предметов путем увеличения/уменьшения количества палочек.

Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Творческие задания, выкладывание по замыслу/ желанию, предметных/сюжетных изображений.

Придумывание и зарисовка детьми собственных предметов, изображений.

Этапы работы:
  • Рассматривание материала, счет, свободное манипулирование.
  • Выкладывание геометрических фигур.
  • Выкладывание предметных изображений(по образцу, по схеме)
  • Выкладывание сюжетных изображений
  • Задание на смекалку (переложить, убрать: видоизменения фигур).
  • Творческие выкладывание по замыслу
  • Дополнение палочек другими материалами (геометрическими фигурами, картинками).
  • Очень важно, чтобы вы играли вместе со своим ребенком, организуя совместную деятельность со взрослыми.
  • Можно выкладывать отгадки к загадкам, придумывать рассказы по картинкам из палочек.

Все задания должны быть мотивированы, обыграны.

Очень эффективно использовать соревновательный момент «Кто быстрее?», «Кто правильнее, решит, отгадает»

Работать с палочками можно за столом, на полу, на ковре в непринужденной обстановке, обеспечивая ребенку эмоциональную комфортность, положительный настрой.

Счетные палочки – средство развития мелкой моторики и условие развития речи.

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.

Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа,
проводимая в двух направлениях:

  • тренировка мышечно-связочного аппарата;
  • развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками.

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. 

Младший дошкольный возраст. Дошкольникам этого возраста необходимо предлагать карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т.п.). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

Средний дошкольный возраст. Изображения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух-трех частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.

Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте дошкольникам предлагается составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось»).

Подготовка дошкольников 6-летнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т.п. Старшим дошкольникам нравится соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребенком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать. Играть можно на время или на использование определенного количества («Кто раньше сложит три фигуры?», «Использовать в фигуре шесть палочек»). 

Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки.

Таким образом: система игр и упражнений со счетными палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

Пальчиковые игры (скачать)





Календарь событий Санкт-Петербурга на 2018 год

Внимание, ссылка откроется в новом окне