Главная » Информация для родителей » Педагогические работники и специалисты » Воспитатель Белозерских М. И.

Воспитатель Белозерских М. И.

Чудо нетрадиционной техники рисования.

Из опыта работы воспитателя высшей  квалификационной категории детского сада № 54 Красносельского района Санкт-Петербурга Белозерских Марины Ильиничны.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду почти 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама того не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние 10 лет своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности, работая в технике нетрадиционного рисования. На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стала возможность глубоко изучить и освоить нетрадиционные методы и материалы в рисовании, посещая курсы повышения квалификации, где опытные педагоги делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые предлагались на курсах. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” не осталось и следа! Именно у таких детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой. Боязнь “не умею”, “не могу”, “левша” была побеждена.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. А позже переработала некоторые из них, внесла свои коррективы, кое-что изобрела сама (например “Тростниковые палочки”). Исходя из возможностей развития детей своей группы, сделала свои наработки и хочу предложить их вашему вниманию.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Существует множество методов, приемов нетрадиционного рисования, ровно столько на сколько хватает фантазии и воображения.

Вот несколько из них:

  • Рисование акварелью по мокрому тонированном или белому листу
  • Рисование методом «штамп»
  • Рисование методом тычка
  • Рисование методом процарапывания
  • Рисование методом «ниткография»
  • Рисование методом «мазки»
  • Рисование методом «пара карандашей»
  • Рисование методом примакивания
  • Рисование подручным материалом
  • Рисование с помощью шаблона или трафарета
  • Рисование с использованием крупы или соли
  • Рисование свечой
  • Рисование от пятна (дуть в трубочку)
  • Рисование тонким картоном

Рисование губкой – смочить часть губки и обмакнуть ее в краску, чуть отжать и осторожно легко прикладывать к бумаге (трава, кусты, листья деревьев). Тонкую губку свернуть и закрепить скотчем, окрасить краской и печатать улиток или орнаменты.

Печатанье фактурными, ребристыми обоями. Сделав фон для рисунка, наносим более темную или светлую краску на обои, и прикладываем к листу (кроны деревьев, траву, речку…). При этом обои хорошо промываются, что дает возможность использовать их много раз.

Рисование пищевой пленкой (витражи). Нужно нанести пятна нескольких цветов акварельной краски или гуаши на всю поверхность листа. Прежде чем краска высохнет наложить пищевую пленку. Слегка нажимая на пленку оставить пустые дорожки, дать высохнуть и снять пленку можно образовавшиеся узоры обвести фломастером, создавая витражи

Мыльная живопись. Обмакнуть кисть в небольшом количестве воды. Затем вращать ворсинками кисти по поверхности куска мыла. Мыльную краску нанести на рисунок, создавая кистью волнистый узор, затем сделать то же самое краской другого оттенка. При рисовании образуются пузырьки, которые, высыхая, наглядно помогают увидеть фактуру красочных мазков кисти (волны, цветы, листья)

Рисование «набрызгом». Чтобы на рисунке появились красочные пятна, нужно обмакнуть кисть в яркую краску и держать над бумагой. Пальцем смахнуть с ворсинок кисти краску на бумагу, разбрызгивая ее по поверхности снова и снова.

Геометрические отпечатки (ластиком или кусочком сырого овоща). Нужно ластик разрезать пополам, или разрезать на треугольники, сделать ножом желобки, кружочки, треугольники. Затем нанести на губку разные краски и прикладывать печати к листу.Печатание линолеумом - процарапать геометрические фигуры или нужный рисунок на линолеуме, покрыть краской и отпечатать.

Рисование на ткани. Положить ткань на плотную картонку и рисовать как на бумаге. Оставить для просушки, не снимая с картона.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.ПРАКТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

(из опыта работы).

Данная методическая разработка включает в себя подробное описание выполнения рисования с помощью нетрадиционных материалов и техники. Здесь описаны подробно все материалы, используемые в работе и ход работы. Этот альбом создан на базе практических занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Тема: «СТАРИННЫЙ ГОРОД».

Метод выполнения: «Штампы». Материалы: лоскуты гардинного полотна, лоскуты кружев, листья деревьев, акварель или гуашь, кисть для рисования, альбомный лист.

Ход работы: с помощью кисти нанести краску на кусочки ткани (поочередно), затем аккуратно положить ткань на лист бумаги, накрыть вспомогательным листом и плотно прижать ладонью. После чего снять ткань и вспомогательную бумагу. Лист деревьев покрыть краской с той стороны, где он больше рельефный и сделать то же, что и с тканью. С помощью кисти нарисовать стволы деревьев, крышу и окна домов.

 

ТЕМА: «ШИШКИ НА ВЕТКЕ».

Метод выполнения: метод тычка, примакивание.

Материалы: альбомный лист, акварель, ватные палочки, щетинная кисть,

Простой карандаш.

Ход работы: взять на кисточку небольшое количество краски и рисовать кисточкой «плошмя» всем ворсом по контуру рисунка, предварительно нарисованному простым карандашом. Рисование шишек производится ватным палочками методом примакивания ( держать палочку нужно вертикально ).

 

ТЕМА: «ТАРЕЛОЧКА».

Метод выполнения: примакивание, мазки.

Материалы: альбомный лист, гуашь, ватные палочки, кусочки картона, шаблоны, простой карандаш.

Ход работы: с помощью шаблона нарисовать круг, длинными мазками обвести контур и нанести узор ватными палочками; в середине тарелочки узор так же выполняется с помощью ватных палочек методом примакивания и кусочками картона методом штампа и мазка.

 

ТЕМА: «ФАНТАЗИЯ».

Метод выполнения: «ниткография».

Материалы: альбомный лист, сложенный пополам; крепкие катушечные нитки, акварелью.

Ход работы: нитку длинной приблизительно 15 см промазать краской по всей длине, держа кончик в руке, затем нитку произвольно уложить между листами бумаги, закрыть лист бумаги «книжечкой» и плотной прижать рукой. Другой рукой (с ниткой ) произвольно вытягивать нить, двигая ее в горизонтальной плоскости. При желании полученное изображение можно дорисовать.

 

ТЕМА: «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА».

Метод выполнения: «Штамп».

Материалы: лист бумаги, толстый плотный картон, лоскуты гардинного полотна, веревочка, черная гуашь или тушь.

Ход работы: вырезать из картона шаблон фигурки лошадки, наклеить кусочки ткани на шаблон (седло и копыта), из кусочков картона сделать глаз и также приклеить на шаблон, для уздечки использовать веревочку. Эту фигурку – заготовку наклеить на лист картона (картон должен быть немного больше фигурки). Готовый штамп (лошадку) покрыть черной гуашью или тушью и сделать отпечаток на листе бумаги.

 

ТЕМА: «РЫБКА».

Метод выполнения: «Рисование по мокрому».

Материалы: альбомный лист, акварель, ватные палочки, кисть для рисования.

Ход работы: с помощью кисть смочить лист бумаги водой – сделать «мокрый» фон, пока бумага мокрая надо выполнять работу: нарисовать ватной палочкой контур рыбки, пальцами рук нанести узор на туловище рыбки.

 

ТЕМА: «ГОЛОВОЛОМКА».

Метод выполнения: штриховка, примакивание.

Материалы: лист бумаги, тонкая акварельная кисть или ватная палочка, акварель или гуашь, цветные карандаши.

Ход работы: простым карандашом нарисовать путанные линии, пересекающиеся между собой. Ватной палочкой обвести эти линии, используя черную краску. В «окошечках», получившихся в результате пересечения линий, выполнить штриховку цветными карандашами или кисточкой выполнить примакивание.

 

ТЕМА: «ГОРОДСКАЯ УЛИЦА».

Метод выполнения: «мазки».

Материал: бумага для рисования, гуашь, полоски картона, ватные палочки.

Ход работы: контур домов рисуем ватными палочками, кирпичики на домах, окна , крыши, дерево выполняются с помощью полосок картона – мазками (полоска картона согнута пополам и мазки выполняются сгибом картона). Взять тонкий картон, обмакнуть в краску или нанести кистью и печатать, крепко прижимая (дорожка, забор, домик, дерево). Рисование толстым картоном – нанести краску или много разных красок на картон, провести широкой стороной слева направо, при этом краски, сливаясь, дают неожиданный результат (машина, закат, дома, небо, трава, река). Рисуя тонким и толстым картоном, дети координируют свои движения, учатся соединять отпечатки в один сюжет. Круговое рисование картоном (бабочки, шары, крыши домов, радуга). Дома можно сделать фактурными, проведя по закрашенному дому зигзагообразным концом картона.

 

ТЕМА: «МОРЕ».

Метод выполнения: Рисование по мокрому.

Материалы: бумага для рисования, зубная щетка, кисть для рисования.

Ход работы: бумага тонируется водой с небольшим добавлением голубой краски. По мокрому наносится рисунок щетиной зубной щетки – волны, птицы над морем выполняются кончиком черенка кисти. Смочить лист водой, дать подсохнуть 30 секунд и можно рисовать, при этом краски расползаются в стороны, образуя нежные оттенки (облака, заря, деревья, радуга).

 

ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ – ПРИЗРАКИ».

Метод выполнения: «выдувание».

Материалы: бумага для рисования, гуашь, трубочка для коктейля, черная тушь, ватная палочка, акварельная кисть.

Ход работы: предварительно красной гуашью затонировать лист бумаги, земля рисуется ватной палочкой, деревья нарисованы следующим образом: ставится несколько клякс черной гуашью с помощью кисти, а затем «разгоняются» - выдуваются с помощью трубочки.

 

ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ».

Метод выполнения: «выдувание».

Материалы: бумага для рисования, гуашь, кисть для рисования или тростниковая палочка, трубочка для коктейля.

Ход работы: на листе бумаги с помощью кисти ставятся кляксы гуашью, с помощью трубочки кляксы «раздуваются» в произвольном направлении. Полученные изображения дорисовать по своему желанию.

 

ТЕМА: «СНЕЖНАЯ СЕМЬЯ».

Метод выполнения: «примакивание».

Материалы: бумага для рисования, ватные палочки, щеточка для чистки замшевой обуви.

Ход работы: фон выполняется щеточкой для замшевой обуви методом примакивания, после высыхания фона с помощью ватных палочек рисуем снеговиков тоже метом примакивания, держа палочку вертикально. Метла, ведро, глаза и нос выполняются таким же методом.

 

ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД».

Метод выполнения: примакивание , мазки.

Материалы: бумага для рисования шаблон изображения города, вырезанного из бумаги для рисования, щеточка для замшевой обуви, ватные палочки, полоски картона, кисть для рисования, гуашь.

Ход работы: положить на лист бумаги для рисования шаблон города и закрепить его скрепками на листе, на свободном от шаблона месте выполняется фон методом примакивания с помощью щеточки для замшевой обуви. После того, как сделан, фон шаблон снимается и белый контур «города» обводится гуашью с помощью ватных палочек метом примакивания. Штриховка куполов выполняется кистью, а стены домов – кирпичи – полосками картона.

 

ТЕМА: «ПУШИСТЫЙ КОТЕНОК».

Метод выполнения: тычком – мазками.

Материалы: шаблон изображения кота, щетинная кисть, акварель, ватные палочки, бумага для рисования.

Ход работы: наложить шаблон на лист бумаги и плотно прижать его рукой. С помощью щетинной кисти производить мазки от контура шаблона наружу или тычком также по контуру шаблона. Глаза, нос, рот и усы выполняются ватными палочками.

 

ТЕМА: «РЫБА ИЗ ГЛУБИНЫ МОРЯ».

Метод выполнения: смазывание.

Материалы: бумага для рисования, акварель, лист глянцевой бумаги.

Ход работы: нанести на лист бумаги несколько цветных пятен краской (акварель), накрыть эти пятна листом глянцевой бумаги, прижать и немного сдвинуть. Затем аккуратно глянцевый листок снять. Получившуюся «кляксу»

Рассмотреть, пофантазировать и дорисовать кистью.

 

ТЕМА: «ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ».

Метод выполнения: штампы.

Материалы: бумага для рисования, гуашь, кусочки овощей штампы (картофель или морковь), полоски картона.

Предварительная работа: из сырых овощей острым ножом вырезать штампы необходимой формы.

Ход работы: кусочки овощей – штампы обмакивать в жидкую гуашь и выполнять печатание рисунка по теме. Печатание кусочками картона выполняется аналогично. Предварительно сложив полоску картона определенным образом (так , чтобы получилась щель).

 

ТЕМА: «ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ».

Метод выполнения: восковые мелки.

Материалы: плотный лист бумаги, восковые мелки, акварель, кисть для рисования.

Ход работы: на белом листе бумаги нарисовать рисунок восковыми мелками, а затем с помощью кисти весь лист покрыть акварельной краской.

 

ТЕМА: «КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ».

Метод выполнения: штампы.

Материалы: бумага для рисования, листья растений, гуашь, кисть для рисования.

Ход работы: листья растений окрашивать краской с той стороны, где более четко выделяются «прожилки» листа, положить окрашенный лист растения на бумагу и накрыть вспомогательным листом бумаги, плотно прижать ладонью. Затем части цветка соединить стебельками с помощью кисти .

 

ТЕМА: «ОСЕННЯЯ КАРТИНА».

Метод выполнения: «Рисование по мокрому».

Материалы: бумага для рисования, акварель, тонкая акварельная кисть.

Ход работы: по мокрому листу бумаги выполняется рисунок тонкой акварельной кистью, капли дождя выполняются кончиком кисти мазками.

 

ТЕМА: «БУКЕТ В ВАЗЕ».

Метод выполнения: примакивание, мазки.

Материалы: бумага для рисования, черная тушь, тростниковая палочка, обрезанная наискосок.

Ход работы: острым концом тростниковой палочки нарисовать вазу, мазками и волнистыми линиями нарисовать узор на вазе, используя всю поверхность среза палочки. Стебли веток рисуем опять острым концом палочки, а листочки на ветке выполняем методом примакивания всего косого среза палочки ( предварительно обмакнуть палочку в тушь, чтобы весь срез окрасился).

Я надеюсь, что предлагаемые нетрадиционные техники и методы рисования не оставят родителей равнодушными к творчеству своего ребенка и дадут возможность развивать творческие способности детей без помощи педагога.





Календарь событий Санкт-Петербурга на 2018 год

Внимание, ссылка откроется в новом окне