Главная » Странички педагогических работников » Учитель-логопед Сабсай Елена Леонидовна

Учитель-логопед Сабсай Елена Леонидовна

Закончила: Российский Государственный педагогический университет им. А.И . Герцена в 1998 году. Факультет коррекционной педагогики. Отделение: логопедии.

Стаж работы в данной должности: 18лет.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу.

Воспитатели отмечают, что «дети с недостатками произношения» значительно медленнее усваивают программный материал. Перейдя в школу, часто с трудом овладевают грамотой – плохо читают, пишут. Воспитатели и товарищи не всегда их понимают, переспрашивают, часто недооценивают их знания.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?

Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормальным произношением. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.

К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.

Речь— это прежде всею результат согласованной деятель­ности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Различают речь сенсорную понимание того, что говорят другие, и моторную произнесение звуков речи самим че­ловеком. Конечно, обе эти формы очень тесно связаны между собой, но все же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речи осуществляется разными по преимуществу отделами мозга.

Понимание чужой речи начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание; этот процесс основан на том, что в коре головного мозга вырабатываются нервные связи, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. В слове звуки следуют один за другим в определенном порядке, и это приводит к установлению связей между ними. Иначе говоря, вырабатывается система связей. Благодаря этому и получается не просто несколько разрознен­ных звуков, а целое слово. Но не только звуки связываются и слова. Далее эти звукосочетания (уже как целое слово) свя­зываются со многими ощущениями, получаемыми от предмета, который обозначается этим словом. Например, в слове «мама» прежде всего вырабатываются связи между звуками «м-а-м-а»; затем слово «мама» ассоциируется в мозгу ребенка со зритель­ными, осязательными и другими ощущениями от матери, и вот теперь малыш начинает понимать слово «мама». При другой последовательности этих же звуков получается слово «ам-ам»—здесь тоже вырабатывается система связей между зву­ками, образуется новое слово, которое далее связывается с комплексом ощущений от еды.

Совершенно так же приобретают названия и действия. На­пример, малышу говорят: «Покажи носик», — и при этом учат, как показать рукой нос. После того как эти слова несколько раз совпадут с выполнением действия, ребенок уже сам будет про­делывать нужное движение в ответ па фразу: «Покажи носик».

Таким образом, понимание речи (работа механизмов приема речи, как иногда говорят) возможно только тогда, когда у ре­бенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимыми звукосочетаниями и други­ми ощущениями.

Произнесение звуков речи (артикуляция) тре­бует координации движе­нии губ, языка, гортани, участия полостей рта и но­соглотки, дыха­тельных движений. По­пробуйте, например, про­изнести звук «а» или «л» — и вы сразу почувст­вуете, как много различ­ных мышц приводится в действие. Так, для арти­куляции звука «л» кончик языка прижимается к аль­веолам верхних зубов, между боковыми краями языка и верхними зубами пропускает­ся струя воздуха, средняя часть языка опускается, а корень его приподнимается; участвуют и неречевые мышцы — дыхатель­ные и брюшной пресс. Все эти движения согласованы между со­бой, т. е. производятся в определенной последовательности, иначе звук не получится. Видите, как сложен механизм артику­ляции одного — только одного звука! Если же попытаться про­изнести звукосочетание (хотя бы такое, кажется, простое, как «мама»), задача во много раз усложнится.

Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых областей. Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может «научиться» управлять речью, т. е. в нем могут сформироваться речевые зоны; это про­исходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдается при родовых трав­мах или серьезном повреждении левого полушария в раннем детство.

Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?». Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • понимание речи;
  • оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
  • фонематический слух;
  • связная речь;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • состояние голоса;
  • темп речи.

Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определённой последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слов.

Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.

Фонематический слух. Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

Состояние голосаОбращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение на вопросительное и восклицательное предложение.

Темп речиГоворит ли ребёнок либо слишком медленно, либо слишком быстро.

Для дошкольников с нарушением речи в нашем детском саду работают 2 логопедические группы

В группу принимаются дети на 1 сентября текущего учебного года которым исполнится 6 лет, это дети подготовительного к школе возраста. Для перехода в логопедическую группу необходимо пройти территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). Направление на ТПМПК выдает непосредственно учитель-логопед детского сада. Дети зачисляются в группу с 1 сентября нового учебного года, сроком на 1 год.

Режим работы группы: с 8.00 до 18.00.

Кроме занятий воспитателя, учитель-логопед проводит коррекционную работу, поэтому форма работы в группе: подгрупповая (за исключением, музыкальных и физкультурных занятий).

Учитель-логопед проводит работу по коррекции следующих речевых нарушений:

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие фонематического восприятия звуков речи;

- формирование навыков языкового анализа и синтеза;

- подготовка детей к обучению грамоте;

- развитие связной речи.

Эти направления работы отрабатываются только на подгрупповых занятиях.

- коррекция звукопроизношения;

- работа над темпом, ритмом, дыханием, выразительностью речи

Эти направления работы отрабатываются только на индивидуальных занятиях.

Уважаемые родители! Если Вы желаете получить консультацию учителя-логопеда, или в дальнейшем хотели бы перевести своего ребенка в логопедическую группу, Вы можете подойти, вместе с ребенком, в любой четверг с 15.00 до 18.00 в группу №7 (кабинет логопеда).

Обратите внимание на речь своего малыша!

Младший возраст

Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаб­людайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  • часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;

* говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;

употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средний возраст

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

* обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аде­ноиды существенно влияют наречь, и у ортодонта.

большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;

* посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над по­ставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;

* через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;

* в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.

Старший возраст

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
    * повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

  • насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  • насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  • что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  • сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.