ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Воспитатель Кузнецова Тамара Николаевна
Ум ребенка–на кончиках его пальцев.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Занятия изобразительным искусством тренируют мышцы, учат согласованности глаза и руки.
В искусстве ребёнок социализируется, у него развивается воображение.
Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они наблюдают за ним, его изучают.
Рисование нетрадиционными техниками доступно каждому: и взрослому, и ребёнку.
Нетрадиционные методики привлекают детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний.
Занятия рисованием превращаются в увлекательный творческий процесс педагога и ребёнка, особенно, если использовать разнообразие творческого материала.
Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает у детей радость, восторг, оно способствует развитию мелкой моторики рук, повышению зрительно-моторной координации.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование материалов и инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, не перегружает их, дети активны, с радостью выполняют задания, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, остаётся на высоком уровне. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Используя нетрадиционные техники рисования, повышается уровень интеллектуального развития ребенка.
Значение нетрадиционного рисования:
- развитие мышления ребёнка
- развитие внимания, памяти, мелкой моторики и тактильного ощущения
- влияние на формирование речи (активизирует и обогащает словарный запас)
- непосредственный контакт пальцев с краской позволяет познакомиться со свойствами красок: вязкость, густота
- способствует ослаблению возбуждения слишком расторможенных детей
- развитие усидчивости
- развитие глазомера
- приобщение к искусству
Рисовать можно чем угодно и как угодно.
Виды нетрадиционного рисования:
Рисование пальчиками («Пальцевая живопись») Рисование ладошками («Пальцевая живопись») Скатывание бумаги Оттиск поролоном Оттиск смятой бумагой Монотипия Набрызг Отпечатки листьев Ниткография Рисование по мокрому Рисование мыльными пузырями Рисование ногами Рисование по стеклу Тычок жёсткой полусухой кистью Кляксография Обрывание бумаги Пластилинография Рисование солью Рисование ватными палочками Раздувание краски Фотокопия – рисование свечой и многое другое
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость.
Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть возможности ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение.
Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка. Нетрадиционные методы рисования раскрывают у детей логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание.
Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Рисование – это источник хорошего настроения, необходимо поддерживать и развивать интерес к изобразительному творчеству.
Рисование – это радостный труд, к которому не надо принуждать, но важно заинтересовывать ребят, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности.
Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.